Псипольза

Этот комплекс иллюстрирует бессознательную ненависть матери к своему ребенку. Стремясь уничтожить свое потомство, мать таким образом мстит своему мужу. Согласно древнегреческой мифологии, Медея, колхидская царевна, помогла Язону с аргонавтами завладеть золотым руном. Страшась гнева отца, она бежала с Язоном в Грецию, но Язон обманул ее и взял в жены другую. Не ограничившись отравлением соперницы, Медея убила и своих детей от Язона.

Прочитано 1067 раз
Оцените материал
(3 голосов)

Комплекс Антигоны очень похож на комплекс Электры. Согласно греческой мифологии Антигона — старшая дочь Эдипа, которая отправилась в след за ним, после того, как тот, ослепивший себя за грехи, был изгнан фиванцами на чужбину. Антигона сопровождала своего отца в скитаниях в плоть до его смерти. Комплекс Антигоны проявляется иррациональной любовью дочери к своему отцу, но в отличие от комплекса Электры, такая преданная любовь может выражаться не только по отношению к отцу, но и к другим членам семьи мужского пола.

Прочитано 2319 раз
Оцените материал
(4 голосов)

Этот комплекс воплощает навязчивое желание отца во что бы то ни стало не отпускать дочь из родительской семьи, сохранить ее для себя. Это выражается в том, что отец не дает дочери строить свою личную жизнь, препятствует ее замужеству. В психоанализе такое влечение отца к дочери рассматривается как поздняя форма Эдипова комплекса, сменяющая влечение мужчины к собственной матери.

Прочитано 810 раз
Оцените материал
(2 голосов)

Комплекс Иокасты представляет собой навязчивую фиксацию внимания матери к сыну, которая выражается в создании культа его поклонения. Точно также как в Эдиповом комплексе Эдип желает свою мать, в комплексе Иокасты — мать желает своего сына. Обычно такие отношения развиваются при отсутствии в семье сильной фигуры отца или его полном отсутствии.

Симптомы комплекса:

  • слепое обожание сына, которое со временем возводится в культ;
  • неуемное желание постоянного тактильного контакта с сыном;
  • требование матери постоянного присутствия с ней сына.

Когда с самого раннего детства сын окружен гиперопекой матери, то, вырастая, он до конца не может понять того, что отношения между матерью и сыном могут быть иными — более свободными и менее эмоционально зависимыми.

Сыну с такой мамой трудно вести самостоятельную жизнь, так как каждый свой шаг или даже выбор женщины он должен обязательно с ней согласовывать. Собственное мнение сына по любому, в том числе интимному вопросу глубоко спрятано под толстым слоем тектонического влияния матери. Если мама не одобрит выбор сына, то он никогда с этой женщиной не будет и никогда не женится на ней. Если у матери несколько сыновей, то комплекс Иокасты проявится только в отношении одного из них.

Прочитано 2794 раз
Оцените материал
(3 голосов)

Бессознательное влечение ребенка к родителю противоположного пола имеет название Эдипового комплекса - у мальчиков и комплекса Электры - у девочек.

Герои греческой мифологии Эдип и Электра влюбились в родителя противоположного пола. При этом Эдип убил отца и женился на матери, а Электра расправилась с матерью из мести за отца, то есть каждый из них устранил своего «соперника». Однако, совершив убийство, никто из них не почувствовал себя удовлетворенным, так как из-за публичного инцеста они не могли вступить в интимную связь и брак со своими близкими.

В возрасте от 5 до 7 лет комплексы Эдипа и Электры разрешаются (вытесняются из сознания) за счет идентификации с родителем одноименного пола. Неразрешенные проблемы комплексов могут лежать в основе последующих невротических моделей поведения, импотенции и фригидности.

Отличительные признаки комплекса Эдипа/Электры:

  • глубокая привязанность к родителю, которая очевидна для родителя противоположного пола;
  • грубое отношение к родителю того же пола;
  • внимание ребенка постоянно сосредоточено на родителе;
  • ребенок выражает желание жениться на родителе;
  • бессознательные сексуальные фантазии об отношениях с родителем.

От комплекса Эдипа/Электры нужно избавляться, так как он несет в себе опасность для гармоничного психического развития ребенка. Если комплекс не будет устранен в детстве, то в зрелом возрасте он может вызвать трудности в поиске подходящей пары, так как все потенциальные кандидаты будут сравниваться с личностью родителя.

 

Прочитано 858 раз
Оцените материал
(3 голосов)

У многих людей существуют те или иные психологические комплексы, но не многие осознают их наличие. Дело в том, что психологические комплексы формируются в раннем детстве, когда мозг еще недостаточно зрелый для того, чтобы анализировать и дифференцировать поступающую в него информацию.

Комплексы развиваются и сохраняются у человека на подсознательном уровне, а их осознание порождает у человека неприятные переживания, поэтому внутренний цензор блокирует проникновение информации о комплексах в самосознание человека.

Комплексы представляют собой весьма стойкое психологическое явление и полностью избавиться от них практически невозможно. В структуре личности большинство комплексов взаимосвязаны друг с другом и сочетаются с защитными реакциями, которые в целом в жизни человека играют не только отрицательную, но и положительную роль — роль психологической защиты.

О наличии комплексов говорят следующие признаки:

  • частые и сильные переживания из-за собственного поведения и собственных неадекватных реакций на действия других людей;
  • чувство психологической и физической скованности при решении задач, которые оцениваются другими людьми;
  • чувство страха или повышенное чувство беспокойства при ожидании предстоящих встреч и разговоров со значимыми людьми.

Если устранить комплексы, то человек может стать психологически незащищенным, по этой причине избавляться от комплексов нужно обдуманно, но в любом случае знать и уметь распознавать комплексы необходимо для того, чтобы уменьшить их заметное влияние на поведение и взаимоотношения с окружающими людьми.



Прочитано 737 раз
Оцените материал
(3 голосов)

В любых отношениях важно, чтобы у каждого партнера было хоть немного свободного времени, которое он мог бы посвятить себе и своему любимому занятию. Но последние исследования в области психологии отношений говорят о том, что взаимный обмен опытом, через хобби, могут способствовать укреплению отношений в паре.

Если у вас и вашего партнера общие интересы и увлечения, то это означает, что вы будете проводить больше свободного времени вместе, занимаясь теми вещами, которые нравятся вам обоим. Но речь идет не о совместной работе по дому или совместной прогулке с собакой, хотя это в какой-то мере поднимает настроение и сближает людей, а об обмене опытом, не имеющим ничего общего с ежедневными рутинными делами или обыденной повседневной жизнью.

Положительное общение и приятные воспоминания от совместного досуга защищают отношения от скучной, однообразной жизни, привносят в них новизну. Чем больше положительных эмоций от такого рода общения, тем крепче будет фундамент отношений.

При выборе хобби, важно учитывать интересы партера, подумать, в чем ваши желания могут совпадать. Перед вами четыре увлечения, которые способствуют укреплению отношений.

1. Тренировки

Если вы пришли на тренировку вместе с партнером, не спешите разбегаться по разным углам зала, позанимайтесь вместе. Совместное выполнение таких упражнений, как бег, езда на велосипеде или интервальные тренировки, позволит вам оставаться друг с другом на "связи" и одновременно испытывать одни и те же ощущения. Такая тренировка нарабатывает положительный совместный опыт. Плюс, подбадривание друг друга во время занятий благоприятно скажется и на других сферах отношений.

2. Рыбалка

Многие считают рыбалку чисто мужским занятием, однако некоторые женщины интересуются ей не меньше, чем мужчины. Этот факт следует учитывать тем представителям сильного пола, кто всерьез увлекается рыбной ловлей и никогда не задумывался о том, что на совместную рыбалку можно пригласить свою вторую половинку. Природа, свежий воздух, тишина. Приготовление ухи из только что пойманной рыбы. Что может быть лучше! Приобщение к «ритуалу» рыбной ловли с последующей общей трапезой сплачивает всех его участников. В дальнейшем полученный позитивный опыт совместных действий проецируется на отношения между людьми и в домашней обстановке.

3. Просмотр спортивных соревнований и состязаний

Ничего так не объединяет людей вместе, как переживание за свою любимую команду и подбадривание друг дуга в случае ее проигрыша. Не имеет значения будете ли вы смотреть спортивные программы по телевизору или пойдете на живой матч, главное - провести это время вместе.

4. Благоустройство садового участка

Находится на природе с тем, кого любишь - лучший способ избавления от стресса. Не менее полезно совместное облагораживание садового участка. Если вы будете делать это вместе, то строя совместные планы, научитесь сотрудничать друг с другом. Чувство выполненного долга, удовлетворения, которое возникнет в результате совместно выполненной работы усиливает ощущение сплоченности пары.

В конце концов, неважно какое хобби вы и ваш партнер предпочтете, главное, чтобы оно нравилось вам обоим.

Оцените материал
(6 голосов)

Юношество — самый романтический период в жизни каждого человека. Ценности дружбы, любви и интимной близости на этом возрастном этапе занимают центральное место. Многое, что усваивается нами в юности, влияет на то, как в дальнейшем сложится наша жизнь. 

В общении родителей даже со своими достаточно взрослыми детьми также могут возникать серьезные проблемы. Типичные, наиболее часто встречающиеся из них, следующие:

1. Между родителями и ребенком-старшеклассником часто возникают конфликты и споры из-за того, что он, по мнению родителей, занимается не тем, чем ему следовало бы заниматься перед окончанием школы.

Важно знать, что в период ранней юности, в возрасте 15 лет, происходят существенные структурные изменения в когнитивной сфере — переход к абстрактному и формальному мышлению. Мыслительный процесс использует новые возможности для создания идеалов.

Претензии к миру взрослых и бунт против него — результат обретенной способности оперировать идеальными ситуациями и обстоятельствами. Идеализация переносится и на конкретных людей, но так как взрослый не дотягивает до идеальных представлений, ему адресуются упреки в отказе от борьбы, приспособленчестве и неспособности активно содействовать будущему прогрессу. Таким образом, некоторые конфликты данного возраста могут отчасти объясняться изменениями когнитивной структуры, которая усиливает потребность к независимости.

Чаще всего большинство проблем между родителем и ребенком возникают тогда, когда родитель, не замечает, что его ребенок уже повзрослел и продолжает относиться к нему как к маленькому. Такое межличностное общение может продолжается достаточно долго если сами старшеклассники ведут себя как дети, а родители вместо того, чтобы поменять тактику своего поведения, продолжают им в этом подыгрывать.

В целом, по большинству вопросов, родители оказываются правы в своих претензиях к детям, но многие из них ошибаются, полагая, что старшеклассники должны понимать все так же хорошо, как и они сами. Более того, для воздействия на детей многие родители применяют такие меры, которые по отношению к ним самим в соответствующем возрасте были недостаточно эффективными.

Для того чтобы родителю наладить психологический контакт со своим ребенком, необходимо отказаться от применения методов прямого психологического давления и принуждения. С детьми старшего возраста желательно разговаривать как со взрослыми людьми, даже тогда, когда они не все сразу и не все правильно понимают.

2. Родителей детей-старшеклассников не не устраивает, что их ребенок дружит со сверстниками, которые по тем или иным причинам не устраивают родителей.

Подобный вопрос может беспокоить родителей, ребенок которых выбрал себе в друзья не очень хороших людей, способных оказать на него негативное влияние. Однако для решения этого вопроса не допустимы методы принуждения или психологического давления.

Безоговорочно убедить старшеклассника в том, что с кем-то не стоит дружить, как правило, не удается. Возникает своего рода неопределенность: с одной стороны, родители вроде бы правы; с другой стороны, у старшеклассников есть определенные моральные обязательства перед теми, с кем они дружили.

Самое разумное, что может сделать родитель в данной ситуации - предупредить своего ребенка о возможных отрицательных последствиях его общения с тем или иным человеком. Желательно также подсказать, как лучше себя вести в данной, ситуации, не роняя ни своего, ни чужого человеческого достоинства. Кроме того, необходимо постоянно быть в курсе дела и ненавязчиво контролировать общение своих детей, но вместе с тем быть готовыми всегда прийти ребенку на помощь.

3. Родители не довольны тем, какую профессию выбрал себе их ребенок, а ребенка не устраивает выбор родителей.

В подобной ситуации разумнее всего поступить следующим образом:

  • попытаться понять, выбор ребенка;
  • постараться отыскать плюсы в пользу профессии, которая соответствовала бы потребностям и интересам ребенка;
  • сделать наиболее разумный выбор. 

Ошибка, которую в решении этого вопроса часто допускают многие родители, заключается в том, что они часто разговаривают с ребенком только с позиции своей правоты. Но такая позиция ошибочна: не может один человек быть во всем правым, а другой всегда ошибаться.

4. Мать ребенка разведена с его отцом. Между ней и уже взрослым ребенком возникают конфликты из-за того, что в семье появился чужой человек и между ним и матерью складываются близкие отношения. Или аналогичная, зеркально противоположная ситуация. Отец ребенка разведен с матерью. Между отцом и ребенком, который живет с матерью, но часто с ним видится, возникают конфликты из-за того, что у отца вместо его матери появилась другая женщина.

Психологическая сложность подобной ситуации заключается в том, что на начальном этапе жизни новой семьи каждый из ее участников неизбежно, переживает безразличное, иногда отрицательное отношение к другому и не в состоянии с ним справиться.

Мать (отец) испытывает по отношению к своему ребенку двоякие чувства — как мать (отец) любит его, но вместе с тем огорчается из-за того, что он ее (его) не понимает и не принимает ее новый выбор.

Амбивалентность, двойственность чувств ребенка к своей матери (отцу) выражается в том, что он ее (его) любит как мать (отца), но одновременно и ненавидит за то, что она (он) предала отца (предал мать), полюбив того, кому не симпатизирует сам ребенок.

Противоречивость положения нового мужчины (новой женщины) в новой для него (нее) семье, где растет уже взрослый ребенок, состоит в том, что этот мужчина (женщина) также не в состоянии любить ребенка так, как его любит мать (отец). Во-первых, потому это не родной для него ребенок. Во-вторых, этот ребенок его (ее) не уважает и, может, даже ненавидит.

Что можно по рекомендовать родителям, оказавшимся в такой ситуации. Будет непросто, но все же необходимо, собравшись всем вместе, всем членам семьи договориться о соблюдении обязательных правил взаимного поведения, которые могут быть следующими:

  • Прежде чем оценивать поведение другого человека, тем более – его осуждать, необходимо постараться его понять.
  • Никогда и ни при каких обстоятельствах не оскорблять друг друга.
  • Везде, где это возможно, идти друг другу навстречу, искать компромисс.
  • Если компромисс невозможен, то рассудительно и спокойно объяснить другому свою позицию и далее придерживаться ее.
  • Находясь в состоянии раздражения, не пытаться выяснять друг с другом взаимоотношения.

5. Дети от разных родителей, живущие вместе в одной семье, часто конфликтуют. Эта проблема, в отличие от предыдущей, намного легче и решается намного проще. Главное, как должны поступать родители — действовать сообща и никому из детей не отдавать предпочтение перед другими.

С какими бы проблемами не сталкивались родители и их подросшие дети, всегда нужно помнить о том, что только с помощью любви и уважении к друг другу всех членов семьи возможно их успешное преодоление.

 

Прочитано 783 раз
Оцените материал
(2 голосов)

Подростковый возраст самый сложный, он совпадает с гормональной перестройкой организма ребенка. Именно в этот период появляются всевозможные комплексы, связанные с внешностью, происходит переориентация общения со взрослых на сверстников. Переход к подростковому возрасту характеризуется возникновением различных форм отстаивания ребенком собственной самостоятельности и независимости, который чаще всего проявляется в известных и ярко выраженных трудностях поведения — негативизме, упрямстве, открытом непослушании, стремлении стоять на своем. У родителей, имеющих детей-подростков, как и у самих подростков в этот период нередко возникают различные сложности. Рассмотрим наиболее частые проблемные случаи.

1. Между родителями и детьми-подростками часто возникают конфликты по самым разным вопросам.

Конфликты между подростками и их родителями обычно возникают из-за противоречий во взглядах и мнениях по какому-либо вопросу и являются вполне естественными для этого периода взросления, который связан с переходом ребенка на более высокий уровень психологического развития.

В отличие от острого межличностного конфликта, неизбежным следствием которого становится обострение взаимоотношений с окружающими людьми, препятствующее психологическому развитию подростка, возрастной кризис – явление нормальное и тревожится по этому поводу не стоит.

В любых конфликтных ситуациях между родителем и подростком взрослые должны брать инициативу по его устранения на себя, так как они, в отличие от подростков, являются более разумными и опытными людьми, и, в уже возникшей конфликтной ситуации, обязаны вести себя в отношении подростков более гибко и осмысленно.

2. Родителей беспокоит, что их ребенок-подросток не хочет учиться, ведет себя вызывающе, не выполняет данные родителям обещания и т.п.

Подростковый возраст характеризуется повышенной конформностью (способность изменять свое мнение под влиянием окружающих) по отношению к группе сверстников, демонстративным противопоставлением себя не столько взрослым, сколько образу послушного ребенка.

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится личное общение, посредством которого у подростка возникает новое центральное психическое новообразование, как чувство взрослости. Чувство взрослости позволяет им сравнивать и отождествлять себя со взрослыми и сверстниками, находить образцы для подражания, строить по ним свои отношения с людьми.

Подросток стремится быть принятым группой сверстников, интересы которой он разделяет. Для него группа — это не просто ребята, которых он считает интереснее других, это сообщество со своими нормами и правилами, а исключение из нее нередко воспринимается им как трагедия. Ориентируясь на своих сверстников, боясь быть отвергнутым группой, подросток-хорошист или даже отличник может начать плохо учиться, прогуливать занятия, использовать в разговоре нецензурную брань, курить, пить и т. д.

Негативные поведенческие реакции чаще всего являются психологическим следствием подросткового кризиса и обычно проходят, когда подросток взрослеет и у него меняется сознание. Однако если с отрицательными симптомами в поведении активно не бороться, кризис может затянуться, что приведет к задержке психологического развития и закреплению в личности подростка неприятных проявлений характера, переходящих в стойкие жизненные привычки.

Что должен сделать родитель чтобы разрешить соответствующую проблему:

  • Прекратить эмоционально реагировать на вызывающие действия и поступки подростка.
  • Попытаться объективно установить причину отрицательного поведения, найти объясняющие и в какой-то мере оправдывающие доводы такого поведения. Постараться понять поведение подростка.
  • Подумать над убедительными аргументами, которые заставят подростка изменить свое поведение.
  • Действовать исключительно методом убеждения, не прибегая к угрозам, шантажу и принуждению.
  • Продолжать добиваться своего, действуя так до тех пор, пока проблема не будет решена.

3. Родители думают, что их дети-подростки что-то от них скрывают. При этом замечают, что дети часто проводят время вне дома, избегают общения с ними.

Как мы уже выяснили, для подростка важно причислять себя к группе таких же подростков как он сам, и это представляет для него особую важность. В кругу своих сверстников подростки обычно обсуждают волнующие их вопросы. Большинство таких вопросов сугубо личного характера и взрослые нередко считают их детскими и наивными, и часто не хотят их обсуждать со своим ребенком, вынуждая его обращаться за ответами к своим сверстникам. В связи с этим между подростками и взрослыми людьми может возникнуть психологический барьер, где замкнутость выступает в виде естественной вынужденной меры.

В подобной ситуации родителям можно рекомендовать последовательно предпринять следующие шаги:

  • Перестать отрицательно реагировать на отказ подростка рассказывать о себе и о своих делах.
  • Относиться с пониманием и уважением к стремлению подростка общаться со сверстниками вне дома.
  • Прекратить игнорировать, отмахиваться от серьезного обсуждения тех вопросов, которые волнуют подростка.
  • Перестать пренебрежительно реагировать на суждения подростка.
  • Регулярно и внимательно прислушиваться к тому, что обсуждают и о чем говорят между собой подростки.
  • Ненавязчиво, но искренне и доброжелательно, на равных включаться в разговоры подростков, добиваясь того, чтобы они принимали взрослых в свое сообщество и доверительно обсуждали с ними волнующие их вопросы.

4. По мнению родителей их ребенок-подросток не интересуется ничем серьезным, не хочет заниматься свои развитием.

Подросток в силу своей интеллектуальной незрелости до конца не понимает важности жизненного самоопределения, того, к чему его призывают взрослые люди. Он не думает о своем будущем, не готовит себя к нему, а действует, исходя из сиюминутных желаний и потребностей. Кроме того, у подростка могут быть свои, не связанные с родителями, планы и интересы. Поэтому родителям следует внимательно отнестись к тому, что на самом деле волнует ребенка. Для этого нужно:

  • Внимательно понаблюдать в течение некоторого времени за поведением подростка.
  • Подробно расспросить его о его желаниях и планах на жизнь, вызвав на откровенный разговор.
  • Обдумать возможные варианты, как и в чем можно пойти навстречу подростку, как перестроить его психологию и поведение.
  • Отказаться от применения к подростку прежних неэффективных методов воздействия, вызывающих его явную отрицательную реакцию.

В заключение хочется сказать, что когда ребенок чувствует любовь родителей и твердый доброжелательный контроль с их стороны, несмотря на то, что время от времени они его ругают, он обретает чувство ответственности и принадлежности к семье, которая поможет ему в любой жизненной ситуации. Родители, почаще общайтесь со своими детьми!

Прочитано 1101 раз
Оцените материал
(4 голосов)

Начало учебной деятельности ребенка — волнительный момент для многих родителей. Новая обстановка, новый, а у кого-то и первый в его жизни коллектив, новые обязанности, новые трудности. С какими проблемами чаще всего сталкиваются большинство родителей, чьи дети учатся в начальной школе? Разберем наиболее распространенные случаи.

1. Родители беспокоятся о том, что их ребенок-первоклассник плохо учится.

Причин плохой успеваемости ребенка в школе может быть несколько:

  • отсутствие у ребенка интереса к учебе;
  • слабое развитие когнитивных процессов (внимания, запоминания, мышления, речи);
  • неверный стиль родительского воспитания.

Отсутствие у ребенка интереса в учебе может проявляться в отсутствии желания выполнять задания учителя на уроке и дома, нежелании брать какую бы то ни было книгу в руки, не говоря о том чтобы ее самостоятельно читать. В этом случае родителям необходимо заинтересовать ребенка, читать вместе с ним интересные книги, помогать в выполнении домашнего задания, хвалить и поощрять за достигнутые успехи.

Если у ребенка слабо развиты такие высшие психические функции, как произвольное внимание, произвольная память, а также словесно-логическое мышление, от которых зависит сознательное и полноценное освоение школьной программы, то родителям необходимо заниматься их развитием либо самостоятельно, либо прибегнуть к помощи психолога. Существует масса упражнений для развития когнитивных процессов у ребенка, которые можно найти в специальной литературе.

При отсутствии у ребенка волевых, деловых и коммуникативных качеств, ему будет сложно преодолевать трудности, которые могут возникать в любом сложном деле, в том числе и в учебе. В этом случае родителям необходимо развивать соответствующие качества у ребенка, вовлекая его в занятия спортом, творчеством и др. Сформировавшись в других видах деятельности, нужные качества будут перенесены и начнут проявляться в учении.

Неправильное воспитание ребенка, как причина школьной неуспеваемости, может проявляться в том, что родители или предъявляют к ребенку чрезмерно высокие требования, не вполне соответствующие его возрастным возможностям, или занимают попустительскую позицию, не предъявляя ребенку никаких новых требований. При частых родительских упреках у ребенка пропадает всякое желание учиться, которое замещается психологической защитой, проявляющейся стойким отрицательным отношением ребенка к школе. В подобной ситуации родителям необходимо обращать свое внимание на старания и успехи ребенка, а ошибки и промахи постараться не замечать.

Если родители в самом начале учебы продолжают обходиться с ребенком так же, как и до нее, тогда и сам ребенок начинает относиться к школьному обучению как развлекательной игре, и, как следствие, относиться к нему недостаточно серьезно. Чтобы этого избежать, родителям нужно относиться к ребенку как к личности, у которой с начала учебной деятельности имеются конкретные обязанности.

2. Родители столкнулись с тем, что у их ребенка, который учится в начальной школе, не складываются нормальные взаимоотношения с другими детьми.

Наиболее частой причиной трудностей во взаимоотношениях ребенка с другими детьми является несформированность коммуникативных личностных качеств. Ситуация подобного рода часто случается с единственными детьми в семье, которые до поступления в школу не посещали детских дошкольных учреждений, а также с избалованными детьми, долгое время прибывавших в домашней атмосфере где им всегда и во всем потакали. Оказавшись в непривычной для себя социальной обстановке, среди других детей, имеющих равные с ними права, лишившись многих из своих преимуществ, такие дети начинают стихийно протестовать против этого, провоцируя конфликты и настраивая против себя окружающих детей.

Для разрешения проблемной ситуации, родителям необходимо понаблюдать за своим ребенком в непривычной для него обстановке и определить позицию, которую он занимает в конфликтах с другими детьми. Также следует прояснить, как к ребенку на самом деле относятся дети, с которыми он общается, чаще всего они оказываются более правыми в конфликтах. Родителям следует объяснить своему ребенку, что для того чтобы найти себе друга, нужно самому проявлять дружелюбие и отказаться от резких высказываний и замечаний в сторону других детей.

Другой причиной возникновения подобной проблемы может стать наличие каких-либо отрицательных черт характера у ребенка, которые неприемлемы в общении — навязчивость, замкнутость, высокомерие, эгоизм, жадность и др. В таком случае необходимо принять срочные меры, направленные на перевоспитание ребенка.

Трудности в общении также могут заключаться не в самом ребенке, а в недостатках тех детей, с которыми он общается. Хотя этот случай встречается относительно реже, чем первый, его можно идентифицировать по тому, сколько детей плохо относятся к данному ребенку. Если к нему плохо относится большинство детей, то дело, скорее всего, в недостатках самого ребенка. Если плохо к нему относятся не все дети, а только некоторые из них, то, скорее всего, сам ребенок не несет полной ответственности за плохие взаимоотношения со своими сверстниками.

Причина плохих взаимоотношений между детьми может скрываться не в них самих, а в поведении взрослых людей – родителей или учителей, которые своими безрассудными действиями препятствуют установлению нормальных взаимоотношений. Это часто происходит тогда, когда взрослые необоснованно выделяют и наказывают одних детей, и в то же самое время не замечают и прощают другим детям аналогичные или даже более серьезные проступки. Например, это может происходить тогда, когда учитель одним детям завышает, а другим занижает оценки.

3. Родители беспокоятся, что у их ребенка, который учится в начальных классах школы, не складываются хорошие взаимоотношения с учителями.

Взаимоотношения ребенка с учителями в начальной школе могут не складываться по тем же причинам, из-за которых у ребенка возникают трудности в общении со сверстниками, а также из-за его нестандартности. Своим нестандартным поведением такой ребенок часто вызывает повышенное внимание к себе и доставляет немало дополнительных трудностей учителям.

Нестандартными могут быть самые разные дети, но чаще всего ими являются или одаренные, или отстающие дети. Нестандартность ребенка может выражаться в особенностях его деятельности (работа левой рукой), в специфике его когнитивных процессов (мыслит, воспринимает, запоминает и воспроизводит материал не так, как другие дети), в наличии особенных свойств темперамента, интересов или черт характера, в необычности стиля общения ребенка с окружающими людьми.

Нестандартный ребенок – это не обязательно ребенок с отрицательным отклонением от нормы, но, вместе с тем, это ребенок, требующий к себе особого внимания. Для того чтобы помочь своему ребенку родителям важно знать в каких ситуациях и при каких обстоятельствах их ребенок ведет себя нестандартно, в чем это выражается, что в этой нестандартности положительное и это нужно сохранить, а что отрицательное и от этого желательно избавиться.

Как правило, не все качества в ребенке, которые вызывают беспокойство у родителей или учителей, следует изменять. Нередко, в ценностной оценке нестандартности ребенка ошибается учитель, который считает чрезмерную активность или необычный образ мышления ребенка, как отклонение от нормы. Если данный ребенок во всем другом ничуть не уступает своим сверстникам, то такие качества часто оказываются его достоинством, способствующим его психологическому развитию.

Каждому родителю, столкнувшемуся с подобными трудностями, следует побольше общаться со своим ребенком, интересоваться его жизнью в школе, помогать, если это необходимо, любить его не за достижения и успехи, а за то, что он просто есть.

Прочитано 1720 раз
Оцените материал
(3 голосов)
Страница 10 из 18