Псипольза

Родители и проблемы подросткового возраста

Среда, 07 сентября 2016 13:24

Подростковый возраст самый сложный, он совпадает с гормональной перестройкой организма ребенка. Именно в этот период появляются всевозможные комплексы, связанные с внешностью, происходит переориентация общения со взрослых на сверстников. Переход к подростковому возрасту характеризуется возникновением различных форм отстаивания ребенком собственной самостоятельности и независимости, который чаще всего проявляется в известных и ярко выраженных трудностях поведения — негативизме, упрямстве, открытом непослушании, стремлении стоять на своем. У родителей, имеющих детей-подростков, как и у самих подростков в этот период нередко возникают различные сложности. Рассмотрим наиболее частые проблемные случаи.

1. Между родителями и детьми-подростками часто возникают конфликты по самым разным вопросам.

Конфликты между подростками и их родителями обычно возникают из-за противоречий во взглядах и мнениях по какому-либо вопросу и являются вполне естественными для этого периода взросления, который связан с переходом ребенка на более высокий уровень психологического развития.

В отличие от острого межличностного конфликта, неизбежным следствием которого становится обострение взаимоотношений с окружающими людьми, препятствующее психологическому развитию подростка, возрастной кризис – явление нормальное и тревожится по этому поводу не стоит.

В любых конфликтных ситуациях между родителем и подростком взрослые должны брать инициативу по его устранения на себя, так как они, в отличие от подростков, являются более разумными и опытными людьми, и, в уже возникшей конфликтной ситуации, обязаны вести себя в отношении подростков более гибко и осмысленно.

2. Родителей беспокоит, что их ребенок-подросток не хочет учиться, ведет себя вызывающе, не выполняет данные родителям обещания и т.п.

Подростковый возраст характеризуется повышенной конформностью (способность изменять свое мнение под влиянием окружающих) по отношению к группе сверстников, демонстративным противопоставлением себя не столько взрослым, сколько образу послушного ребенка.

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится личное общение, посредством которого у подростка возникает новое центральное психическое новообразование, как чувство взрослости. Чувство взрослости позволяет им сравнивать и отождествлять себя со взрослыми и сверстниками, находить образцы для подражания, строить по ним свои отношения с людьми.

Подросток стремится быть принятым группой сверстников, интересы которой он разделяет. Для него группа — это не просто ребята, которых он считает интереснее других, это сообщество со своими нормами и правилами, а исключение из нее нередко воспринимается им как трагедия. Ориентируясь на своих сверстников, боясь быть отвергнутым группой, подросток-хорошист или даже отличник может начать плохо учиться, прогуливать занятия, использовать в разговоре нецензурную брань, курить, пить и т. д.

Негативные поведенческие реакции чаще всего являются психологическим следствием подросткового кризиса и обычно проходят, когда подросток взрослеет и у него меняется сознание. Однако если с отрицательными симптомами в поведении активно не бороться, кризис может затянуться, что приведет к задержке психологического развития и закреплению в личности подростка неприятных проявлений характера, переходящих в стойкие жизненные привычки.

Что должен сделать родитель чтобы разрешить соответствующую проблему:

  • Прекратить эмоционально реагировать на вызывающие действия и поступки подростка.
  • Попытаться объективно установить причину отрицательного поведения, найти объясняющие и в какой-то мере оправдывающие доводы такого поведения. Постараться понять поведение подростка.
  • Подумать над убедительными аргументами, которые заставят подростка изменить свое поведение.
  • Действовать исключительно методом убеждения, не прибегая к угрозам, шантажу и принуждению.
  • Продолжать добиваться своего, действуя так до тех пор, пока проблема не будет решена.

3. Родители думают, что их дети-подростки что-то от них скрывают. При этом замечают, что дети часто проводят время вне дома, избегают общения с ними.

Как мы уже выяснили, для подростка важно причислять себя к группе таких же подростков как он сам, и это представляет для него особую важность. В кругу своих сверстников подростки обычно обсуждают волнующие их вопросы. Большинство таких вопросов сугубо личного характера и взрослые нередко считают их детскими и наивными, и часто не хотят их обсуждать со своим ребенком, вынуждая его обращаться за ответами к своим сверстникам. В связи с этим между подростками и взрослыми людьми может возникнуть психологический барьер, где замкнутость выступает в виде естественной вынужденной меры.

В подобной ситуации родителям можно рекомендовать последовательно предпринять следующие шаги:

  • Перестать отрицательно реагировать на отказ подростка рассказывать о себе и о своих делах.
  • Относиться с пониманием и уважением к стремлению подростка общаться со сверстниками вне дома.
  • Прекратить игнорировать, отмахиваться от серьезного обсуждения тех вопросов, которые волнуют подростка.
  • Перестать пренебрежительно реагировать на суждения подростка.
  • Регулярно и внимательно прислушиваться к тому, что обсуждают и о чем говорят между собой подростки.
  • Ненавязчиво, но искренне и доброжелательно, на равных включаться в разговоры подростков, добиваясь того, чтобы они принимали взрослых в свое сообщество и доверительно обсуждали с ними волнующие их вопросы.

4. По мнению родителей их ребенок-подросток не интересуется ничем серьезным, не хочет заниматься свои развитием.

Подросток в силу своей интеллектуальной незрелости до конца не понимает важности жизненного самоопределения, того, к чему его призывают взрослые люди. Он не думает о своем будущем, не готовит себя к нему, а действует, исходя из сиюминутных желаний и потребностей. Кроме того, у подростка могут быть свои, не связанные с родителями, планы и интересы. Поэтому родителям следует внимательно отнестись к тому, что на самом деле волнует ребенка. Для этого нужно:

  • Внимательно понаблюдать в течение некоторого времени за поведением подростка.
  • Подробно расспросить его о его желаниях и планах на жизнь, вызвав на откровенный разговор.
  • Обдумать возможные варианты, как и в чем можно пойти навстречу подростку, как перестроить его психологию и поведение.
  • Отказаться от применения к подростку прежних неэффективных методов воздействия, вызывающих его явную отрицательную реакцию.

В заключение хочется сказать, что когда ребенок чувствует любовь родителей и твердый доброжелательный контроль с их стороны, несмотря на то, что время от времени они его ругают, он обретает чувство ответственности и принадлежности к семье, которая поможет ему в любой жизненной ситуации. Родители, почаще общайтесь со своими детьми!

Последнее изменение Среда, 14 июня 2017 09:49
Прочитано 688 раз
Оцените материал
(4 голосов)