Псипольза

Проблемы с детьми младшего школьного возраста

Понедельник, 05 сентября 2016 20:32

Начало учебной деятельности ребенка — волнительный момент для многих родителей. Новая обстановка, новый, а у кого-то и первый в его жизни коллектив, новые обязанности, новые трудности. С какими проблемами чаще всего сталкиваются большинство родителей, чьи дети учатся в начальной школе? Разберем наиболее распространенные случаи.

1. Родители беспокоятся о том, что их ребенок-первоклассник плохо учится.

Причин плохой успеваемости ребенка в школе может быть несколько:

  • отсутствие у ребенка интереса к учебе;
  • слабое развитие когнитивных процессов (внимания, запоминания, мышления, речи);
  • неверный стиль родительского воспитания.

Отсутствие у ребенка интереса в учебе может проявляться в отсутствии желания выполнять задания учителя на уроке и дома, нежелании брать какую бы то ни было книгу в руки, не говоря о том чтобы ее самостоятельно читать. В этом случае родителям необходимо заинтересовать ребенка, читать вместе с ним интересные книги, помогать в выполнении домашнего задания, хвалить и поощрять за достигнутые успехи.

Если у ребенка слабо развиты такие высшие психические функции, как произвольное внимание, произвольная память, а также словесно-логическое мышление, от которых зависит сознательное и полноценное освоение школьной программы, то родителям необходимо заниматься их развитием либо самостоятельно, либо прибегнуть к помощи психолога. Существует масса упражнений для развития когнитивных процессов у ребенка, которые можно найти в специальной литературе.

При отсутствии у ребенка волевых, деловых и коммуникативных качеств, ему будет сложно преодолевать трудности, которые могут возникать в любом сложном деле, в том числе и в учебе. В этом случае родителям необходимо развивать соответствующие качества у ребенка, вовлекая его в занятия спортом, творчеством и др. Сформировавшись в других видах деятельности, нужные качества будут перенесены и начнут проявляться в учении.

Неправильное воспитание ребенка, как причина школьной неуспеваемости, может проявляться в том, что родители или предъявляют к ребенку чрезмерно высокие требования, не вполне соответствующие его возрастным возможностям, или занимают попустительскую позицию, не предъявляя ребенку никаких новых требований. При частых родительских упреках у ребенка пропадает всякое желание учиться, которое замещается психологической защитой, проявляющейся стойким отрицательным отношением ребенка к школе. В подобной ситуации родителям необходимо обращать свое внимание на старания и успехи ребенка, а ошибки и промахи постараться не замечать.

Если родители в самом начале учебы продолжают обходиться с ребенком так же, как и до нее, тогда и сам ребенок начинает относиться к школьному обучению как развлекательной игре, и, как следствие, относиться к нему недостаточно серьезно. Чтобы этого избежать, родителям нужно относиться к ребенку как к личности, у которой с начала учебной деятельности имеются конкретные обязанности.

2. Родители столкнулись с тем, что у их ребенка, который учится в начальной школе, не складываются нормальные взаимоотношения с другими детьми.

Наиболее частой причиной трудностей во взаимоотношениях ребенка с другими детьми является несформированность коммуникативных личностных качеств. Ситуация подобного рода часто случается с единственными детьми в семье, которые до поступления в школу не посещали детских дошкольных учреждений, а также с избалованными детьми, долгое время прибывавших в домашней атмосфере где им всегда и во всем потакали. Оказавшись в непривычной для себя социальной обстановке, среди других детей, имеющих равные с ними права, лишившись многих из своих преимуществ, такие дети начинают стихийно протестовать против этого, провоцируя конфликты и настраивая против себя окружающих детей.

Для разрешения проблемной ситуации, родителям необходимо понаблюдать за своим ребенком в непривычной для него обстановке и определить позицию, которую он занимает в конфликтах с другими детьми. Также следует прояснить, как к ребенку на самом деле относятся дети, с которыми он общается, чаще всего они оказываются более правыми в конфликтах. Родителям следует объяснить своему ребенку, что для того чтобы найти себе друга, нужно самому проявлять дружелюбие и отказаться от резких высказываний и замечаний в сторону других детей.

Другой причиной возникновения подобной проблемы может стать наличие каких-либо отрицательных черт характера у ребенка, которые неприемлемы в общении — навязчивость, замкнутость, высокомерие, эгоизм, жадность и др. В таком случае необходимо принять срочные меры, направленные на перевоспитание ребенка.

Трудности в общении также могут заключаться не в самом ребенке, а в недостатках тех детей, с которыми он общается. Хотя этот случай встречается относительно реже, чем первый, его можно идентифицировать по тому, сколько детей плохо относятся к данному ребенку. Если к нему плохо относится большинство детей, то дело, скорее всего, в недостатках самого ребенка. Если плохо к нему относятся не все дети, а только некоторые из них, то, скорее всего, сам ребенок не несет полной ответственности за плохие взаимоотношения со своими сверстниками.

Причина плохих взаимоотношений между детьми может скрываться не в них самих, а в поведении взрослых людей – родителей или учителей, которые своими безрассудными действиями препятствуют установлению нормальных взаимоотношений. Это часто происходит тогда, когда взрослые необоснованно выделяют и наказывают одних детей, и в то же самое время не замечают и прощают другим детям аналогичные или даже более серьезные проступки. Например, это может происходить тогда, когда учитель одним детям завышает, а другим занижает оценки.

3. Родители беспокоятся, что у их ребенка, который учится в начальных классах школы, не складываются хорошие взаимоотношения с учителями.

Взаимоотношения ребенка с учителями в начальной школе могут не складываться по тем же причинам, из-за которых у ребенка возникают трудности в общении со сверстниками, а также из-за его нестандартности. Своим нестандартным поведением такой ребенок часто вызывает повышенное внимание к себе и доставляет немало дополнительных трудностей учителям.

Нестандартными могут быть самые разные дети, но чаще всего ими являются или одаренные, или отстающие дети. Нестандартность ребенка может выражаться в особенностях его деятельности (работа левой рукой), в специфике его когнитивных процессов (мыслит, воспринимает, запоминает и воспроизводит материал не так, как другие дети), в наличии особенных свойств темперамента, интересов или черт характера, в необычности стиля общения ребенка с окружающими людьми.

Нестандартный ребенок – это не обязательно ребенок с отрицательным отклонением от нормы, но, вместе с тем, это ребенок, требующий к себе особого внимания. Для того чтобы помочь своему ребенку родителям важно знать в каких ситуациях и при каких обстоятельствах их ребенок ведет себя нестандартно, в чем это выражается, что в этой нестандартности положительное и это нужно сохранить, а что отрицательное и от этого желательно избавиться.

Как правило, не все качества в ребенке, которые вызывают беспокойство у родителей или учителей, следует изменять. Нередко, в ценностной оценке нестандартности ребенка ошибается учитель, который считает чрезмерную активность или необычный образ мышления ребенка, как отклонение от нормы. Если данный ребенок во всем другом ничуть не уступает своим сверстникам, то такие качества часто оказываются его достоинством, способствующим его психологическому развитию.

Каждому родителю, столкнувшемуся с подобными трудностями, следует побольше общаться со своим ребенком, интересоваться его жизнью в школе, помогать, если это необходимо, любить его не за достижения и успехи, а за то, что он просто есть.

Последнее изменение Среда, 14 июня 2017 09:49
Прочитано 716 раз
Оцените материал
(3 голосов)