Псипольза

Проблемы с детьми дошкольного возраста

Понедельник, 05 сентября 2016 12:27

В процессе воспитания детей возникает множество проблем, решить которые родителям бывает очень трудно. Порой возникают ситуации, когда мать и отец не могут понять причины того или иного поступка своего ребенка, особенно если это их первенец, или сталкиваются с трудностями в отношениях между детьми разного возраста. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся проблемные ситуации, относящиеся к взаимоотношениям между родителями и их детьми-дошкольниками. 

1. Молодые родители часто обеспокоены тем, что их 2-х или 3-х летний ребенок перестает слушаться или чрезмерно активно себя ведет, либо, напротив, чересчур пассивный, апатичный, никогда ни чем не интересуется.

Для того чтобы понять причину того или иного поведения ребенка, необходимо ознакомиться с его возрастными особенностями. В возрасте двух-трех лет происходит первый кризис возрастного развития и непослушание ребенка обычно связано с тем, что родители не успевают перестроить свое отношение к взрослеющему ребенку, не замечают, что у него появились новые интересы и потребности. Ограничивая самостоятельность ребенка, мать и отец невольно препятствуют удовлетворению его новых потребностей и интересов, тем самым способствуют его протестному поведению.

Повышенная активность 2х - 3-х летнего ребенка может быть связана с его природным темпераментом, если он холерик или обусловлена его возрастом - многие нормально развивающиеся дети в возрасте около 3-х лет бывают повышенно активными, что связано с их физиологическими особенностями.

Проявление пассивности, в отличие от активности, не является нормой, однако аномальную пассивность, требующую психологической коррекции, следует отличать от природной медлительности детей с флегматическим темпераментом. Аномальная пассивность ребенка может быть следствием строгого воспитания, неоправданных запретов и ограничений. Если эти причины устранить, то ребенок может стать нормально активным. Развитие интереса ребенка к окружающему миру и поддержание его познавательной деятельности также способствует повышению его активности.

2. В семье несколько детей не старше подросткового возраста. Родители очень обеспокоены изменением поведения самих детей и конфликтами, которые между ними часто случаются.

В возникновении конфликтных ситуаций между детьми важное значение имеет порядок их появления в семье. Старший ребенок, привыкший к положению «монарха», всегда будет бунтовать и бороться за внимание родителей, которые с рождением младшего брата или сестры, уделяют ему все меньше времени. Бунтарское поведение может длится до тех пор, пока первенец не поймет, что занять прежнее главенствующее положение не возможно. К тому же родители всячески наказывают первенца за проявление капризного и упрямого характера. Старшего ребенка нередко оставляют присматривать за младшим, даже если у них небольшая разница в возрасте. Таким образом, первенца негласно наделяют функциями взрослого, а младшему многое прощается и сходит с рук, такая ситуация также обостряет отношения между детьми и родителями.

Младший ребенок в семье всегда тянется за старшим, старается ему подражать, соревнуется с ним (иногда не совсем честными способами) для того чтобы доказать, что он лучше и заслуживает некоторых привилегий, которыми пользуется его старший брат или сестра. Например, к привилегии можно отнести покупку каких-либо вещей. Обычно младшему ребенку многие вещи достаются от старшего, и ему становиться обидно, что его таким образом обделяют. На этой почве у него может развиться конфликт, как с братом или сестрой,так и с родителями.

При возникновении конфликтной ситуации между детьми не стоит безоговорочно становиться на сторону только одного ребенка, даже если виновником конфликта является другой ребенок. Важно научить детей умению предупреждать и избегать возникновения конфликтных ситуаций, не поддаваясь провокационным действиям со стороны других детей. Если ребенок отвечает на провоцирующие конфликт действия другого ребенка, значит, в возникновении конфликтной ситуации в какой-то степени виновен и он сам. При возникновении трудностей между родителями и ребенком, следует понять причину проблемной ситуации и вместо наказания провести разъяснительную беседу, цель которой дать понять, что все дети (как старшие, так и младшие) для родителя желанны и любимы.

3. Родители, имеющие ребенка в возрасте от 1 до 3-х лет, не могут договориться в вопросах его обучения и воспитания.
В последнее время все больше родителей отдают предпочтение раннему развитию ребенка, и это правильно, так как пик развития умственных и творческих способностей у детей приходится на возраст 1,5 — 3 года. Существует большое количество методик раннего развития: методика Монтессори, кубики Зайцева, система Никитиных, метод Гленна Домана, методика Сесиль Лупан и др. Все методики по-своему хороши, главное, что должен сделать родитель - подобрать то, что подойдет именно его ребенку, принесет ему пользу и поможет как можно раньше и лучше адаптироваться к реальным условиям жизни.

4. В семье семилетний ребенок, который не хочет идти в школу, и родителей этот вопрос очень беспокоит.

На основании заявления самого ребенка о том, что он не хочет идти в школу, нельзя делать окончательный вывод о его неготовности к школе. Он может так говорить потому, что сам толком не знает, что на самом деле его может ожидать в школе. Возможно, что, реально оказавшись в школе, ребенок быстро изменит свое отношение к ней в лучшую сторону. Тем не менее узнать, как сам ребенок объясняет свое нежелание идти в школу, в любом случае нужно хотя бы потому, что все равно придется его в этом вопросе разубеждать, сделав акцент на необходимости учиться.
Для того чтобы узнать у ребенка причину не желания идти в школу, нужно подробно расспросить его об этом, задав следующие вопросы:

  • Почему ты не хочешь идти в школу?
  • Зачем вообще нужно ходить в школу?
  • Что в школе может быть плохого? Почему некоторые люди не хотят учиться в школе? Чем обычно занимаются в школе?
  • Что такое школьные уроки?
  • Чему можно в школе научиться?
  • Станет ли тебе лично лучше или хуже от того, что ты пойдешь учиться в школу? Если тебе станет лучше, то объясни, почему. Если ты считаешь, что станет хуже, то также попробуй объяснить, почему ты так считаешь.
  • При каких условиях ты все же согласен пойти учиться в школу?

Количество и содержание этих вопросов можно расширить и варьировать в зависимости от того, как ребенок будет отвечать на задаваемые ему вопросы. Самое главное - установить точную причину нежелания ребенка учиться и различными способами повысить его интерес к учебе. Однако среди причин нежелания ребенка идти учиться в школу может оказаться недостаточная когнитивная (познавательная) или коммуникативная готовность ребенка к обучению, тогда необходимо заниматься развитием когнитивных и коммуникативных навыков — посещать различные музеи, выставки и зоопарки, покупать яркие, красочные книги и журналы, побольше общаться с ровесниками (секции, кружки) и др.

5. Родители обнаруживают в поведении своего ребенка нечто такое, что их тревожит.

Большинство родителей не будучи профессиональными психологами могут ошибаться в оценке реальных проблем ребенка. Для того чтобы определить наличие тех или иных психологических и поведенческих аномалий необходимо провести специальное психологическое обследование ребенка у психолога-профессионала. Если в результате обследования обнаружатся какие-либо проблемы, не следует пугаться, это еще не является поводом для серьезного беспокойства. Вполне вероятно, что отставание ребенка в психологическом или поведенческом развитии не выходит за рамки его возрастной нормы, и со временем уменьшится или будет полностью преодолено.

Если обследование не обнаружит отклонений то, скорее всего, родители предъявляют ребенку завышенные требования или неправильно оценивают уровень его развития. В любом случае результаты коррекционной работы с ребенком почти никогда не бывают быстрыми и всегда малозаметны, так как воспитательные факторы действуют постепенно и медленно, поэтому для решении таких вопросов нужно набраться терпения. Каждому родителю, прежде чем искать отклонения в развитии ребенка, необходимо знать особенности психологического развития детей разного возраста. Для этого существует большое количество разнообразной литературы, изучение которой позволит не тревожиться понапрасну, а также не нервировать повышенным беспокойством ребенка.

6.Родители готовят ребенка к поступлению в школу и хотят как можно лучше подготовить его к обучению, но не знают как лучше подойти к решению данного вопроса.

Многие родители хотят, чтобы их дети не просто хорошо учились, но и обязательно преуспевали, были лучшими и быстро развивались. Они записывают своего ребенка во всевозможные кружки, секции, курсы, беря на себя повышенную ответственность за его успешное будущее, но при этом часто забывают учитывать предпочтения и способности самого ребенка. Поэтому каждому родителю прежде чем браться за развитие конкретных способностей ребенка, нужно внимательно за ним понаблюдать, и, подмечая его интересы к какому-либо виду деятельности, определить его склонности и задатки.

Для того чтобы развивать любые способности, занятия с ребенком необходимо проводить в игровой форме. Важно не принуждать ребенка к обучению и исключить на него всякое давление со стороны родителей и других взрослых людей. Благодаря этому можно избежать умственных и физических перегрузок.

Говоря о конфликтах между родителями и детьми-дошкольниками, следует добавить, что они имеют временный характер и в основном связаны с периодами возрастных кризисов. К старшему школьному возрасту у большинства родителей и детей конфликты, как правило, значительно уменьшаются или полностью исчезают. Однако это не означает, что подобного рода конфликты можно игнорировать или долгое время оставлять без внимания. Если своевременно не решать возникающие проблемы, то в последствии они могут способствовать развитию устойчивого психологического барьера в общении родителей и ребенка. Помните, терпеливое и настойчивое разъяснение своим детям неправильности их поведения, использование приемов убеждения вместо наказаний - единственно верный способ преодоления трудностей между родителями и детьми.

Последнее изменение Среда, 14 июня 2017 09:50
Прочитано 807 раз
Оцените материал
(2 голосов)
Другие материалы в этой категории: Проблемы с детьми младшего школьного возраста »