Псипольза

Опубликовано в Статьи по психологии

Признаки эмоционального насилия

Пятница, 06 февраля 2015 00:00

Эмоциональное насилие в отличие от физического происходит незаметно, и порой жертва эмоционального прессинга не сразу понимает, что вокруг происходит. Эмоциональное насилие не менее опасно, чем физическое, оно подрывает самооценку, вызывает необоснованное чувство вины и собственной неполноценности, что со временем может привести к депрессии или нервному срыву. Эмоциональное насилие может происходить между родителем и ребенком, мужем и женой, родственниками и друзьями, коллегами по работе и начальством. Не осознанно выражая в словах свои прошлые обиды, сам обидчик часто не понимает, что наносит другому человеку душевную травму.
Перечисленные признаки эмоционального насилия помогут понять кто вы жертва или агрессор.

Признаки жертвы эмоционального насилия

1. Оскорбление, унижение, игнорирование, осуждающая критика:

  • Вас публично высмеивают.
  • Вас часто передразнивают, отпускают в вашу сторону оскорбительные, язвительные шутки.
  • В ответ на ваше возмущение, обвиняют вас в чрезмерной «нежности» и чувствительности («Ты, что шуток не понимаешь?»).
  • Вам говорят, что ваши чувства или мнение «неправильное».
  • Вас намеренно избегают, игнорируют ваше мнение, мысли, предложения и чувства.

2. Доминирование, управление, внушение чувства стыда и вины:

  • Вы чувствуете, что к вам относятся как к ребенку.
  • Вам постоянно делают замечания, так как считают ваше поведение "неуместным".
  • Вы чувствуете, что всегда должны "получить разрешение" прежде чем совершить какое-либо действие («Шаг вправо, шаг влево – расстрел, прыжок на месте – провокация!», «Инициатива – наказуема»).
  • Обсуждают ваши финансовые расходы.
  • Относятся к вам, будто вы хуже их.
  • Заставляют вас чувствовать, будто они всегда и во всем правы.
  • Напоминают вам о ваших недостатках.
  • Превозносят свои достижения, стремления, планы, принижая ваши.
  • Всегда дают неодобрительную, пренебрежительную, презрительную оценку вашим действиям.

Признаки эмоционального агрессора

1. Обвиняя предъявляет тривиальные и необоснованные требования или ожидания, при этом отрицает свои недостатки:

  • Обвиняет жертву в чем-то надуманном.
  • Не умеет смеяться над собой.
  • Чрезвычайно остро реагирует на любой комментарий в свой адрес.
  • Не умеет просить прощения.
  • Всегда оправдывает свое поведение и часто обвиняет других людей или обстоятельства в своих ошибках.

2. Эмоциональная дистанция и молчание, изоляция или отказ:

  • Удовлетворяет основные потребности или использует пренебрежение в качестве наказания за «неправильное поведение» жертвы.
  • Постоянно нарушает «личные границы» и показывает пренебрежение к вашим желаниям и чувствам.
  • Сам играет жертву, обвиняет других, а не берет на себя ответственность за свои действия и поступки.

3. Взаимозависимость:

  • Относится к жертве не как отдельному человеку, а как продолжению самого себя.
  • Не уважает мнение жертвы и диктует то, что, по его мнению, для нее лучше.
  • Требует постоянного контакта, так как не выработал здоровый круг общения.

Людям, длительное время находящимся под эмоциональным гнетом, сложно отличить эмоциональное насилие от нормальных отношений, так как зачастую они не представляют, что можно жить как-то по-другому. Порой для того чтобы это осознать, требуются годы. 

Характеристика здоровых отношений:

  • Эмоциональная поддержка, готовность прийти на помощь.
  • Право на собственное мнение и чувства, даже если они кардинально отличаются от мнения и взглядов другого человека.
  • Поощрение интересов и достижений.
  • Отсутствие физических или эмоциональных угроз, в том числе вспышек гнева и ярости.
  • Уважительное отношение, которое исключает брань или словесные оскорбления.

Как остановить эмоциональное насилие?

1. Подумайте над проблемой в спокойной обстановке

Эмоциональная ответная реакция в разгар жарких споров, даже если ваши претензии вполне законны – прямой путь к катастрофе. Вместо того чтобы сыпать обвинениями, начинающимися на «Ты», например, «Ты такой дурак, ты ничего не понимаешь!», старайтесь использовать «Я высказывания», например, «Мне больно и обидно, когда ты повышаешь на меня голос». 

2. Если вы чувствуйте, что разумной и непринужденной беседы получиться не может, напишите письмо

Опишите в нем волнующую вас проблему, напишите несколько возможных вариантов ее разрешения, при этом постарайтесь избегать обвинительного тона, способного вызвать гнев другого человека. Например, фразу «Вы смеялись надо мной, я вас ненавижу», заменить словами «Я чувствую, что меня высмеивали и унижали». Преимущество этого метода заключается в том, что вы можете наиболее точно изложить свои мысли и быть уверенными, что ваше предложение конструктивно на столько, насколько это возможно.

3. Не стесняйтесь попросить поддержки у надежного друга или члена семьи

Взгляд на ситуацию со стороны поможет дать объективную оценку вашим действиям. Кроме того, это может помочь полностью изменить отношение к проблеме и заручиться дружеской поддержкой на будущее:

  • Не обращайтесь за поддержкой к общему другу. Тот, кто чувствует себя обязанным другому лицу, не может объективно оценивать ситуацию. Вместо этого попробуйте довериться тому, кого вы хорошо знаете и, кто не имеет каких-либо обязательств перед вашим обидчиком.
  • Не делайте из того, кому доверились «жилетку для слез и отчаяния». Абсолютно нормально обращаться к близкому другу в трудные минуты за советом, но это не должно быть единственным центром ваших отношений. В противном случае, он может думать, что вы используйте его только лишь для того, чтобы жаловаться на жизнь, таким образом, вы можете заполучить еще одни проблемные отношения. Когда вы чувствуйте, что пересекли эту тонкую грань, переключите разговор на другую тему.

4. Обратитесь за помощью к специалисту

Если ситуация обострилась на столько, что выходит из-под вашего контроля, обратитесь за помощью к профессиональному психологу.

5. Разорвите порочный круг

Как избежать повторения прошлых ошибок и не «наступать на те же грабли» в будущем:

  • Будьте осторожны в отношениях. Не злоупотребляйте доверием других и сами не становитесь жертвой потребительских отношений.
  • Не принимайте действия обидчика близко к сердцу. Вы тоже бываете не всегда справедливы по отношению к другим людям, так что не чувствуйте себя жертвой.

Последнее изменение Среда, 14 июня 2017 10:38
Прочитано 6087 раз
Оцените материал
(11 голосов)

Популярные статьи